Построение профиля колокола

Построение формы колокола

Колокольная бронза

Литье колоколов

Звучание колокола

Подбор колокольного звукоряда

Школа звонаря




ООО "Италмас"
тел. (48533) 7-82-72

Колокольный завод Николая Шувалова  

Б ронза - (франц. bronze, от итал. - bronzo), сплав меди с разными химическими элементами, главным образом металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.). Соответственно, бронза называется оловянной, алюминиевой, бериллиевой и т.п. Бронзой не называют сплавы меди с цинком (латунь) и никелем (медноникелевые сплавы). Оловянная бронза - древнейший сплав, выплавленный человеком (бронзовый век). Первые изделия из бронзы получены за 3 тыс. лет до н. э. восстановительной плавкой смеси медной и оловянной руд с древесным углём. Значительно позднее бронзу стали изготовлять добавкой в медь олова и других металлов.

Бронза применялась в древности для производства оружия и орудий труда (наконечников стрел, кинжалов, топоров), украшений, монет и зеркал. В средние века большое количество бронзы шло на отливку колоколов. Колокольная бронза обычно содержит 20% олова. До середины 19 в. для отливки орудийных стволов использовалась так называемая пушечная (орудийная) бронза - сплав меди с 10% олова. В 19 в. началось применение бронзы в машиностроении (втулки подшипников, золотники паровых машин, шестерни, арматура). Особенно ценными для машиностроения оказались антифрикционные свойства (см. Антифрикционные материалы) и стойкость против коррозии оловянной бронзы. В развитых промышленных странах появилось большое число марок машинных бронз разного состава, содержавших до 10-15% олова, до 5-10% цинка, а также небольшие добавки свинца и фосфора.

В 20 в. начали изготовлять заменители оловянных бронз, не содержащие дефицитного олова и часто превосходящие их по многим свойствам. Наиболее распространены алюминиевые бронзы с 5-12% алюминия и добавками железа, марганца и никеля. В 20-30-е гг. разработаны безоловянные бронзы (бериллиевые, кремненикелевые и др.), способные сильно упрочняться при закалке с последующим искусственным старением. Например, сплав меди с 2% бериллия после термической обработки приобретает большую прочность, чем многие стали, и очень высокий предел текучести - 1280 Мн/м2 (128 кгс/мм2). Разнообразные бронзы играют важную роль в современном машиностроении, авиации и ракетной технике, судостроении и др. отраслях промышленности.

В искусстве, с глубокой древности бронза является материалом для декоративно-прикладных изделий и скульптуры (большей частью оловянная бронза, в которую при литье колоколов, а в средневековом Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки бронзы (поталь) служат также для бронзирования изделий из дерева, кости, чёрных металлов, гипса и т.д. Отличные литейные свойства бронзы позволяют воспроизводить мельчайшие детали скульптурной модели; упругость, вязкость, пластичность бронзы дают возможность, не прибегая к дополнительным опорам, создавать объёмные композиции с резким выносом и сильным расчленением частей, получать полые, относительно лёгкие отливки. Бронза, оксидируясь, приобретает стойкую окраску (естественную патину) - от зелёной до густо-коричневой и чёрной, а кроме того, хорошо поддаётся химической тонировке (патинированию), золочению, полировке, ковке, чеканке, гравировке, что помогает разнообразить цвет и фактуру изделий.

С середины 3-го тысячелетия. до н. э. в Месопотамии, а со 2-го - в Египте вслед за примитивной техникой литья в открытые формы (из камня, песка, дерева и пр.) появилось литьё в створчатые закрытые формы из глины, снятые с лепной или резной модели. Отлитые в них части круглой скульптуры и сосудов скрепляли оловом. Места соединения сглаживали чеканкой, которой также прорабатывали рельефные детали, что усиливало их контраст с обобщённо-монументальными поверхностями, часто полированными. Иногда чеканка дополнялась гравировкой (бронзовая голова из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Чеканкой выявлялся рельеф на толстостенных бытовых и культовых сосудах в древних государствах Азии и Закавказья. На Ближнем Востоке с конца 1-го тыс. н. э. бронзовые изделия украшались более дробным рельефом и инкрустацией из меди, серебра, иногда золота (орнаменты, сложные надписи, сцены битв, охот, придворных развлечений). В Китае, где бронза известна со 2-го тыс. до н. э. и где до совершенства была доведена полировка бронзовых зеркал, сложные по конфигурации тонкостенные сосуды выполнялись так называемым восковым литьём: форма изнутри покрывалась ровным слоем воска и заполнялась глиной, затем воск вытапливали и его место занимала бронза.

В Греции 5-4 вв. до н. э. для отливки крупных бронзовых статуй (Поликлета, Мирона, Лисиппа и др. скульпторов) применялось литьё "с потерей восковой модели". При этом способе (который до наших дней является основным для бронзовой монументальной скульптуры) автор ведёт окончательную моделировку изваяния по нанесённому на него воску, который затем покрывается огнеупорным материалом и при литье уничтожается. В итоге получают идеально точную, но единственную отливку. Свойство бронзы давать богатую по градациям игру бликов и теней античные скульпторы тонко использовали как одно из средств воплощения трепетной жизненности человеческого тела и придания статуям величавой монументальности. В Древнем Риме монументы (конная статуя Марка Аврелия, 2 в. н. э., ныне на Капитолии), портретные бюсты, светильники и пр. отливались крупными фрагментами. Тщательная чеканка усиливала пластическую ясность композиции, осязаемость и достоверность деталей. Ранние средневековые и романские бронзовые врата церквей и соборов (Хильдесхеймского, 1015, западные Софии Новгородской, 1152-56, церкви Сан-Дзено в Вероне, 11-12 вв.), надгробия (Рудольфа Швабского, около 1080, собор в Мерзебурге), большие сосуды в виде животных, реликварии, подсвечники и т.д. (реже - статуи святых) были большей частью сборными, В этих произведениях благодаря тому, что плоскостно решенные изображения и орнаменты выступают на глухом ровном фоне, особенно ощутимы весомость и непроницаемость бронзовой массы.

В эпоху Возрождения Л. Гиберти (северной 1404-24, и восточной 1425-52, двери флорентийского баптистерия), Донателло (конная статуя Гаттамелаты, 1447-53, Падуя), Андреа Верроккьо (конная статуя Коллеони, 1479-90, Венеция), П. Фишер Старший (рака св. Зебальда, 1508-19, Зебальдускирхе, Нюрнберг) и др. скульпторы вновь обращаются к литью "с потерей восковой модели". Введённая Челлини для этого способа литья кусковая форма позволила получать по несколько точных отливок с одной модели, которые, однако, требовали удаления чеканкой следов от стыков формы. Высокого совершенства достигло бронзовое литьё в 16 в. в России ("Царь-пушка" работы А. Чохова, 1586, масса около 40 т, Московский Кремль). Постепенно усложнявшаяся в 15-16 вв. фактура бронзовой пластики, в которой сочетались матовые и полированные поверхности, ровные плоскости и богато разработанный рельеф, достигает особого разнообразия в 17-18 вв., когда бронза становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей (статуи и скульптурные группы Ф. Жирардона в Версале, бронза К. Растрелли в Ленинграде, М. И. Козловского и др. в Петродворце). Применение позолоты разных тонов (особенно в накладках на мебель Ш. Буля, в работах Клодиона), а также патинирования (в произв. П. Гутьера, а с начала 19 в. - П. Ф. Томира), сочетание глухого и ажурного литья делают почти безграничными выразительные возможности бронзы В 18 и в 1-й трети 19 вв. многие значительные бронзовые монументы выполняются в России, где работают выдающиеся мастера-литейщики: И. Ф. и М. И. Моторины ("Царь-колокол", 1734-35, Московский Кремль), Е. Хайлов (ведший совместно с Э. М. Фальконе литьё "Медного всадника" в 1775), В. П. Екимов (отливший в один приём группу И. П. Мартоса "Минин и Пожарский", 1816, а также двери Казанского собора и ряд монументов в Ленинграде), скульптор П. К. Клодт и многие другие.

Со 2-й трети 19 в. наступает глубокий упадок производства художеств. Бронза: ради удешевления бытовых изделий начинают применять низкосортные медные сплавы (до 10-15% олова и цинка и до 3% свинца), гальваническое золочение и механические способы обработки (штамповка, накатка и т.д.); преимущественное развитие станковой скульптуры снижает интерес к декоративным свойствам бронзы, которая становится главным образом чисто репродукционным материалом. Новое художественное осмысление бронзы получает в последние десятилетия 19 в. и в 20 в. в творчестве импрессионистов (О. Родена, П. П. Трубецкого) и ряда скульпторов более поздних поколений (А. Бурделя, Ш. Деспьо, Дж. Манцу и др.). Для усиления эмоционального звучания образов они используют пластическую выразительность бронзовых подтёков, зазубрин и пр. следов литья, которые подчёркивают живость лепки и следы непосредственной работы скульптора над моделью. В мягко моделированных статуях А. Майоля едва уловимая игра светотени на плотной массе бронзы создаёт эффект внутренней пульсации жизни. Широко и разнообразно применяется бронза в советской скульптуре ("Крестьянка" В. И. Мухиной, 1927, "Булыжник - оружие пролетариата" И. Д. Шадра, 1927, ряд портретов работы С. Д. Лебедевой, отлитых в бронзе мастером В. В. Лукьяновым в 1940-60-е гг., все - Третьяковская галерея; "Женская фигура" А. Т. Матвеева, 1937, Русский музей, Ленинград; значительная часть памятников во многих городах СССР).

бронза

колокол